Дабл-пост №3: Два японских фильма, разных по времени и жанру

Японский кинематограф, как и сами японцы, давно сильно озападнился, то есть стал похожим на западное кино. Но все же у него остались своеобразные родовые черты, которые, порой, непонятны не восточному человеку.
Фильмы и сериалы про бродячих самураев и всяких дайме и сёгунов, подневольных крестьян вроде "Семь самураев" и "Затоичи", это, пожалуй, самая отличительная черта японского кино. Снимали бы у нас фильмы и сериалы про стрельцов или пугачевых-разиных в таком количестве, как это снимают в Японии? Японцы усердно держатся за свою историю, они молодцы.
Но японцы снимают и кучу других фильмов, в нём есть боевики про погони и убийства, есть комедии и мелодрамы, есть и арт-хаус и странные фильмы, в общем, всё как в любом кинематографе.
Рассмотрим парочку немного разнокалиберных фильмов от двух японских режиссеров, бывшего и нынешнего классиков японского кино.

Первый фильм, это "
Когда-то я просмотрел подряд несколько фильмов Куросавы и был пресыщен ими, и кажется, смотрел и этот фильм. Но сейчас посмотрел его с интересом, только финал фильма мне был очень предсказуем, знаком.
Сюжет:
Действие происходит в Японии в 1949 году. Молодой независимый художник Итиро (или Ичиро) Аоэ (Тосиро Мифуне) отдыхает в горах и случайно знакомится с популярной певицей Мияко Сайдзе (Иошико Ямагучи), которая остановилась в том же отеле. Молодые люди обмениваются парой слов, но пронырливые папарацци из «желтого» таблоида Amour успевают сделать пару снимков, после чего придумывают и обвиняют двух молодых людей в романтичной незаконной связи. «Амур» на основании этих снимков публикует сенсационную статью о романе двух звезд токийского бомонда. Аоэ не желает спускать газетчикам клевету и вмешательство в частную жизнь. Он принимает решение подать в суд на «Амур», когда к нему приходит бедный и слабовольный адвокат Отокити Хирута (Такаши Шимура)и предлагает свои юридические услуги. Итиро жалеет адвоката, чья дочь Масако умирает от туберкулеза, и нанимает его на работу. Однако Хируту подкупает главный редактор «Амура», и адвокат обещает проиграть процесс…

Иошико Ямагучи довольно красивая актриса, малоизвестная за пределами Японии, но в самой Японии её боготворили. Чем-то она похожа на американских актрис того времени, что неудивительно, ведь японцы с робкой застенчивостью копировали всё, что им привносили оккупационные американские войска. После раннего завершения актерской карьеры она занималась политической деятельностью.

Робкий и трепетный Шимура, уже снимавшийся у Куросавы, воплотил в своем герое фигуру непритязательную и жалостливую, он превращает адвоката в того, кому хочется сочувствовать, своего рода жертву общества, погруженного в моральное разложение. Таким образом, Хирута, с его добрейшей, но больной туберкулезом дочерью, неуклонно и верно идет путем искупления, тем самым помогая преобразованию своей страны.

История противостояния таблоида желтой прессы и двух творческих людей проста, но передана затянуто. От двух главных героев в начале фильма действие переходит к другому персонажу, адвокату Хируте которому и придется сыграть главную роль в его конце, а два главных героя как бы будут обрамлять его душевные муки, историю исканий правды и выбор.

Этот фильм выглядит подражанием американскому кино, но актеры в нём сыграли искренне, хотя некоторые из них малость переигрывали. Западное по духу, но снятое в декорациях послевоенной Японии с её небольшой разрухой и грязными разбитыми улицами, ватагами оборванных детишек.
Мне вспомнился ещё один фильм Куросавы "Под стук трамвайных колес", который снят в той же манере и в почти тех же декорациях – послевоенной Японии и о среднем классе японских служащих. Он мне больше понравился, а "Скандал" мне показался немного затянутым, хотя и искренним. Не самый лучший фильм Куросавы, но ради хорошего актера Тосиро Мифуне, снявшегося и в "Семи самураях", и знакомства с Японией, может с японским духом посмотреть можно.
Почти в тоже время Куросава снимает другой свой фильм –

Второй фильм "
Сюжет:


После кровавого беспредела бандитских разборок во главе криминального клана Санно стали новые, холодные и циничные люди. Криминальная семья Санно выросла в огромную организацию, чья власть распространилась на политику и крупный легальный бизнес.Теперь мафиозная семья «крышует» политику и легальный бизнес, что совсем не устраивает детектива Катаоку – коррумпированного хитреца, давно мечтающего взобраться к карьерным вершинам по головам мертвых якудза.

Коварный детектив при помощи тайных заговоров и грязных трюков провоцирует конфликт между Санно и их давними врагами – кланом Ханабиши и вытаскивает из рукава свой главный козырь – неистребимого босса Отомо (Такеши Китано), чью семью Санно почти поголовно истребила во время передела сфер влияния.

Говорили, что старого пса Отомо зарезали в тюрьме, но неистребимый якудза выжил наперекор всему, чтобы стать главным аттракционом новых грандиозных мафиозных войн.
Неожиданное возвращение Отомо сеет еще больше лжи и предательства между семьями. Невозможно угадать, кто одержит верх в этой свирепой схватке за власть.
Конечно, нескромно хвастаться, но опять когда-то я смотрел первый фильм, тогда у меня был период увлечения Японией и японским кино и аниме, ха-ха… так вот первый фильм мне жутко понравился, но этот фильм мне понравился не так. Видимо, это родовая болезнь сиквелов и ремейков, они уступают своим предшественникам.


Фильм похож на разборки итальянских мафиозных кланов, чем, в общем, якудза, с поправкой на страну, и являются. Жестокость и кровь, предательство и доверчивость, преданность своим идеалам и стремление выжить любой ценой приветствуются.
В финале фильма тот, кто считал себя кукловодом, кое-что не рассчитал, и в результате поплатился своей жизнью, что ставит довольно неожиданную точку в сюжете.

У старого якудза Отомо, сыгранного Китано, несмотря на безжалостность и тупую упертость, есть свой кодекс чести, которому он и следует. Не всё в фильме кроваво и жестоко, показана некоторая усталость старого якудза, который решает порвать с кровавым прошлым, и ради этого он и ставит безжалостную точку.
Напоследок стоит отметить слишком уж пацанский, «по понятиям», русский дубляж, что отмечают многие в интернете. В почти каждом диалоге мелькают жаргонные словечки и криминальные понятия – шушера, гнида, крышует.., но мата нет. И хотя бы за уж спасибо.
P.S. Я не слишком работал над описанием сюжетов, почти полностью скопировал из описаний фильмов. Так... осталась ещё парочка разнокалиберных европейских фильмов, и тур знакомства с мировым кино наверно будет закончен. Можно будет перейти к фантастике или популярным фильмам.